«Бесконтактные аварии» – это когда один водитель напугал или подрезал другого, в результате чего его автомобиль съезжает с дороги, а прервавший движение водитель уезжает.
Также к бесконтактным авариям относятся случаи, когда в салоне автобуса по такой же причине упал пассажир.
Согласно Постановлению Верховного суда 2019 года № 20, за оставление места ДТП может быть привлечен водитель, допустивший нарушение требований правил, повлекшее ДТП с участием другого транспортного средства, независимо от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другим транспортным средством, человеком или предметом. Однако только в том случае, если этот водитель знал о факте ДТП, но умышленно покинул место происшествия.
На практике доказывать умышленность никто не берется. Водитель должен был предвидеть возможность того, что в результате его действий кто-то может пострадать. Суд может проверить жалобу в полном объеме и прекратить дело. Однако что трудно доказать, так это отсутствие умысла. И из-за серьезности борьбы с авариями на дорогах страдают и люди, которые даже не подозревали, что совершили ДТП.
Пример 1.
В Ярославле в конце 2023 года один водитель не уступил дорогу. В результате второй водитель резко изменил курс, чтобы избежать столкновения, и врезался в опору.
Первый водитель уехал. В итоге его автомобиль не пострадал. Однако это заметил сотрудник ГИБДД и обвинил в том, что первый водитель скрылся с места аварии. Сам он утверждал, что не видел, как в аварию попала другая машина. Однако сотрудники ГИБДД поставили это под сомнение, поскольку авария произошла быстро. Теперь суд будет решать, лишать ли водителя прав за то, что он скрылся с места ДТП. Впрочем, судебная практика по таким делам уже давно сложилась.
Любопытно, что страховая компания виновника ДТП должна возместить ущерб потерпевшему по ОСАГО, даже если авария была бесконтактной.
Ключевым моментом здесь является обращение за выплатой в страховую компанию виновника ДТП, а не в свою собственную страховую компанию. Это разъяснил Верховный суд в 2017 году. Некий Сызранов ехал по дороге, как вдруг впереди него начал поворачивать автомобиль под управлением Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко вывернул руль, но не справился с управлением, съехал с дороги, перевернулся и врезался в дерево.
Сотрудники ГИБДД установили, что виновником аварии является Ермоленко. Поэтому Сызранов обратился за компенсацией непосредственно в страховую компанию. Однако страховая компания отказала в выплате, сославшись на отсутствие доказательств столкновения двух автомобилей.
Все суды встали на сторону владельца поврежденного автомобиля. Все суды, кроме Верховного, постановили, что автовладелец обратился за выплатой не в ту страховую компанию. Он напомнил, что под взаимодействием факторов, повышающих риск, понимаются не только столкновения транспортных средств, но и другие виды взаимодействия. Даже если при ДТП нет прямого контакта (столкновения), виновник все равно несет ответственность. Ответственность за причиненный ущерб все равно лежит на виновнике аварии. Однако в то же время закон об ОСАГО строго регламентирует, когда водитель может обратиться за выплатой в страховую компанию. В законе четко перечислены такие случаи.
А именно, когда в результате ДТП повреждается только транспортное средство. В данном случае авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельца которых застрахована по ОСАГО. Иными словами, ДТП было по всем параметрам, но владелец транспортного средства обратился за выплатой не в ту страховую компанию.
Пример 2.
Водитель выезжал со двора, уступал всем дорогу, но в какой-то момент не заметил отъезжающий от остановки автобус. Он успел затормозить, и столкновения не произошло.
Однако водитель автобуса испугался и резко затормозил. В результате женщина, находившаяся в автобусе, упала и получила травмы головы. Автобус остановился, перегородив дорогу, и водителю легковушки некуда было деваться. Прибывшие на место происшествия сотрудники дорожной полиции признали виновника аварии. Затем врач признал, что женщина получила незначительные травмы. На этом основании суд лишил водителя прав на управление легковым автомобилем сроком на один год.
Однако есть и другие обстоятельства. О них стало известно уже после того, как Конституционный суд определился с условиями ответственности. Одна гражданка, Мельникова, подрезала своей машиной автобус. Автобус резко затормозил и не разбился, но в нем упала пассажирка, получившая травмы, которые были признаны средней тяжести вредом здоровью. После этого Мельникова уехала. Она не знала, что в автобусе упал человек. Сотрудники ГИБДД приняли во внимание не только факт ДТП, но и то, что девушка покинула место происшествия. Позднее суд лишил ее прав по этой причине. Водитель обжаловала это решение, но не на том основании, что она не могла знать о ДТП, поскольку оно произошло на борту автобуса, а в отношении сроков привлечения ее к ответственности. Кстати, благодаря ее решению и решению Конституционного суда эти сроки теперь исчисляются непосредственно со дня аварии, а не со следующего дня.
Однако проблема все равно остается. Это означает, что в подобной истории может оказаться любой водитель. Вопрос в том, как водитель узнал о том, что пассажир упал на борту автобуса, трамвая или троллейбуса.