В прошлом году система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в России ощутила сильные изменения. Выросла стоимость запчастей, из-за санкций пропали иностранные детали, появились новые справочники, а ЦБ расширил тарифный коридор.
Наступивший 2023 год похоже станет для системы ОСАГО не менее важным, ведь ее могут ждать крупные изменения. Посмотрим, что поменяется для водителей в новом году.
Осенью 2022 года ЦБ расширил тарифный коридор на 26% в обе стороны. Предполагалось, что добросовестные водители смогут получить скидку за безаварийное вождение, однако страховщики не спешат использовать самую низкую границу коридора. В Российском Союзе Автостраховщиков считают, что очередное расширение коридора и рост цен весьма вероятны, особенно если стоимость запчастей будет продолжать расти. Так что в 2023 году нас может ожидать новый рост цен.
Единый полис ОСАГО для двух стран должен появиться уже в новом году, тем боле что в правительстве предполагали, что он запустится еще до конца 2022 года. Правда пока еще были представлены никакие проекты изменений в закон об ОСАГО или какие-то другие нормативные документы. Но уже понятно, что в первое время сохранится национальное ОСАГО, а возможность использования его в другой стране будет дополнительной услугой. Условия и стоимость общего полиса будут зависеть от гражданства страхователя, а порядок выплат планируют рассматривать согласно законодательству страны, где произошла авария.
Повышение лимитов возмещения и отмена износа — одна из самых обсуждаемых тем в развитии ОСАГО. Эти изменения планировались уже давно, но в 2022 году откладывались, чтобы не повышать финансовую нагрузку на граждан. Ведь стоимость полиса зависит не только от цен на запчасти, но и от суммы выплат за травмы и гибель пассажиров в результате ДТП. Если они будут расти, то, возможно, изменится и тарифный коридор.
А вот если страховщики перестанут учитывать износ (это должно произойти в 2023 году), то суммы возмещения точно вырастут, потому что страховщики будут начислять более крупные выплаты, ориентируясь на справочники запчастей.
Это изменение активно лоббируют страховщики в связи с дефицитом деталей, который возник в прошлом году. Их логика такая, если в ДТП у машины пострадал бампер, то его предлагают заменить таким же целым от другого автомобиля вместо того, чтобы искать и покупать новый. Если цены продолжат расти, то подобное изменение будет неизбежно.
В 2023 году страховщики совместно с ГИБДД наконец-то собираются запустить штрафы с дорожных камер за езду без ОСАГО. Это нововведение разрабатывается не первый год, однако у структур никак не получалось наладить активное взаимодействие. В конце года Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов сообщал, что разработка системы уже идет, однако уточнял, что ждать ее реализации к началу года точно не стоит, работы еще много.
Заместитель председателя ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов в конце года рассказал о планах внести законопроект, который привяжет полис обязательного страхования ОСАГО к водителю, а не к автомобилю. С таким полисом можно будет добавить в полис несколько машин, принадлежащих одному человеку, а не оформлять отдельный полис на каждую из них. Также предполагается, что водитель сможет сам выбирать между полисом, привязанным к человеку, и полисом, привязанным в машине. Последний имеет смысл, если в семье одна машина и несколько водителей.
Поправки в КоАП об этом разработала группа депутатов из Санкт-Петербурга. По их предложению штраф за езду без ОСАГО надо поднять до 3-5 тысяч рублей. Сейчас он составляет 800 рублей и эта сумма гораздо ниже, чем стоимость самого полиса. Поэтому многие водители предпочитают не оформлять ОСАГО, а просто платить штраф при необходимости. В союзе страховщиков эту инициативу поддерживают, хотя и не берутся предсказать ее эффективность.