О необходимости реформировать рынок обязательного автострахования сейчас говорят многие эксперты. Все дело в том, что существующие лимиты выплат не позволяют в полной мере компенсировать ущерб, причиненный в ДТП. В Российском союзе автостраховщиков считают, что потолок компенсаций по ущербу жизни и здоровью будет поднят до конца года. Но действительно ли необходимо увеличивать лимит выплат по ОСАГО?
Исследование агентства «Национальные кредитные рейтинги» показывает, что объем выплат по ОСАГО, связанный с причинением ущерба жизни и здоровью в результате ДТП, ощутимо упал в последние два года. До 2021 объем выплат составлял 8–9 млрд рублей ежегодно, а затем он снизился до 6,6 млрд и продолжил уменьшаться. Российский союз автостраховщиков (РСА) утверждает, что по итогам 2022 года он составлял 6,02 млрд рублей.
Примерно год назад в РСА анонсировали реформирование системы ОСАГО, на первом этапе которой как раз и планировалось увеличить лимиты выплат по жизни и здоровью — с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Предполагается, что это сделает единообразным покрытие по вреду жизни и здоровью по всем обязательным видам страхования.
По словам Российского союза автостраховщиков, последовательность предложений по внесению изменений в закон об ОСАГО будет определена уже в конце I квартала, а сами изменения будут приняты до конца 2023 года. Подтвердили это и в Госдуме — там говорят, что законопроект будет принят «в ближайшее время, возможно, уже в I квартале».
У некоторых экспертов рынка возникает вопрос: как увеличение лимита выплат повлияет на стоимость страхового полиса? В НКР подсчитали, что при увеличении лимита до 2 млн рублей, стоимость полиса вырастет на 10% (600–675 рублей). О необходимости корректировать в таком случае страховые тарифы, говорит и ЦБ. Они напомнили, что ОСАГО — это страхование ответственности водителя и в случае ДТП выплаты получает не владелец полиса, а пострадавший. Поэтому те, кто опасается, что суммы возмещения по ОСАГО не хватит, могут купить расширенную добровольную страховку (ДОСАГО).
С этой позицией согласен и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он напомнил, что ОСАГО покрывает только вред, причиненный жизни и здоровью, который не может быть компенсирован за счет полиса ОМС. Доля таких выплат в общем объем не очень велика.
«Увеличение лимитов выплат по жизни и здоровью не что иное, как попытка оправдать увеличение тарифов на страховку. Аварий, в которых погибли и пострадали люди и при которых страховщикам приходится компенсировать расходы на лечение пострадавших, существенно меньше, чем ДТП, в которых пострадало только «железо». Поэтому для автомобилистов более актуальной была бы возможность увеличения потолка компенсации за разбитый автомобиль. Однако пока об этом речи не ведется» — подтверждает слова Похмелкина вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Эксперты согласны с инициативой только в том случае, если увеличение суммы выплат не повлияет на стоимость полиса. Напомним, что в прошлом году цена ОСАГО уже выросла из-за расширения тарифного коридора. А из-за того, что многие автомобилисты не хотят оформлять ОСАГО, группа депутатов предложила увеличить штрафы за его отсутствие в шесть раз.