С ростом цен на полис обязательного страхования многие просто перестали его покупать. Ведь проще заплатить 800 рублей за езду без ОСАГО, если тебя остановят сотрудники ДПС. Депутаты петербургского Заксобрания Игорь Высоцкий и Анастасия Мельникова хотят решить эту проблему, увеличив размер штрафа. Они предлагают изменить статью 12.38 Кодека об Административных Правонарушениях и увеличить штрафы в пять раз:
Свое решение они объясняет тем, что езда без ОСАГО приносит неудобства добросовестным водителям, если виновником ДТП становится тот, кто не оформил полис.
«Среди тех, кто обратился по этому вопросу, был один гражданин, который попал в ДТП и не был виновником происшествия. Компенсировать нанесенный ущерб машине можно было бы за счет ОСАГО, но у виновника его просто не оказалось. В итоге невиновный в ДТП должен собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль сам и только после этого обращаться в суд и взыскивать с виновника потраченные суммы и понесенные издержки. Понятно, что он выиграет. Но потраченные нервы и время ему не вернет никто» — объяснила Анастасия Мельникова.
Депутаты привели статистику, из которой видно, что за прошлый год число нарушителей, не оформивших полисы ОСАГО, выросло в 39 регионах страны. В первом квартале 2021 года больше всего таких водителей сотрудники ГИБДД зафиксировали в Московской области (26,8 тысячи), в Краснодарском крае (25,3 тысячи), в Москве (больше 18 тысяч), в Башкортостане (21,3 тысячи) и в Татарстане (18,7 тысячи).
Мельникова отметила, что штрафы не увеличивали с 2013 года, в то время как стоимость ОСАГО за это время значительно возросла. И гражданам проще заплатить маленький штраф, вместо покупки полиса. Именно это и должно исправить увеличение наказания за езду без страховки.
Впрочем, инициативу петербуржцев не разделяют общественные деятели и федеральные парламентарии. Они предлагают решать эту проблему другими способами.
Например, зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике считает, что тарифы страховщиков нужно сперва нормализовать до соответствия уровню жизни водителей, а только потом увеличивать штрафы за отказ от ОСАГО.
А первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев считает, что нужно не увеличивать штрафы, а более внимательно относиться к тем, что уже есть. Например, подключить дорожные камеры к поиску водителей без страховки на дорогах.
Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов подтвердил, что разработка автоматической системы, которая поможет вычислить по номеру машины наличие полиса ОСАГО, уже идет. После этого штрафы будут приходить автоматически, возможно не более одного в день. Впрочем, по словам Холодова, за месяц все равно может накопиться большая сумма:
«Например, квитанция придет в конце месяца. Если это будет 30 штрафов по 500 рублей, то водитель поймет, что дешевле оформить ОСАГО, чем заплатить 15 тысяч. Но что будет, если человеку придет 30 штрафов по 5 тысяч рублей? Где он возьмет 150 тысяч? У некоторых машины столько не стоят».
Правда в ближайшее время ждать внедрения такой системы не стоит, поскольку правительству предстоит большая работа по синхронизации баз данных и устранению ошибок.
Напомним, что в сентябре ЦБ расширил коридор базового тарифа по ОСАГО, что для некоторых водителей привело к увеличению стоимости полиса. Многие из них в итоге предпочли его вообще не оформлять.